Бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в коммерческих организациях любых форм собственности, которые применяют бухучет финансово хозяйственной деятельности путем двойной записи показателей. Он обеспечивает согласованный учет показателей с данными действующей отчетности. План, таблица счетов бухгалтерского учета представляет собой система группировки фактов хоздеятельности (активов, обязательств, операций, пр.) после их регистрации в бухгалтерском учете. В нем вы также найдете наименования и номера счетов первого и второго порядков.
В зависимости от содержания операции и полноты бухучета, счета делятся на пассивные и активные. Выделяется еще один отдельный подвид – активно-пассивные счета. Активными называются те счета плана счетов, в которых учитываются все виды средств, а пассивными — счета, которые фиксируют источники их поступления. Конечное и начальное сальдо активных счетов учета записывается по показателям дебета счета/ увеличения по дебету, уменьшения по кредиту.
Таблица счетов бухгалтерского учета используется по инструкции, в которой устанавливаются единые подходы к ее применению. В инструкции приводится краткая характеристика синтетических счетов, а также открываемых к ним субсчетов – раскрываются их назначение, структура, экономический смысл обобщаемых фактов хоздеятельности, порядок отражения самых популярных фактов. Описание счета бухгучета, план счетов бухучета по разделам приводятся в той последовательности, которая предусмотрена в Плане счетов бухучета. Принципы, правила, способы ведения организациями учета отдельных активов, финансовых, хозяйственных операций, обязательств устанавливаются соответствующими положениями и прочими нормативными актами, методическими указаниями.
По плану и таблице счетов учета соответствующие исчисления должны вестись в организациях всех форм собственности, кроме государственных и кредитных. На основе плана счетов составляется таблица, содержащая полный перечень аналитических и синтетических сведений, обязательных для нормального ведения учета. Для учета специфических операций используются свободные номера счетов. Чтобы составить баланс, отчет о финансовых результатах, заполнить таблицу, нужно проводить закрытие счетов месяца, квартала и года, а также проводить итоговые проводки и определять финансовые результаты.