Довольно часто при ведении бизнеса, а особенно на начальной его стадии, при открытии новой фирмы, собственник, он же являющийся и директором, чтобы сэкономить на расходах и налогах, отказывается от выплаты себе заработной платы. Здесь нужно сразу уточнить, что речь идет о руководителе (директоре), который так же является и собственником предприятия. В другом случае, когда речь идет о лице, которое работает по найму на должность директора или управляющего, то здесь вопрос отпадает сразу, так как с ним заключается трудовой договор, на основании которого ему обязаны выплачивать зарплату. Ну а можно ли не платить зарплату директору (собственнику)? В этом сейчас попробуем разобраться.
На протяжение длительного времени вышестоящие органы, такие как Роструд и Минздравсоцразвития спорили по этому поводу, приводя в доказательство Трудовой кодекс. Так, при выходе ТК в 2002 году, в нем было указано, что с любым руководителем, будь-то наемный работник или собственник, фирме необходимо заключать трудовой договор и, следовательно, выплачивать зарплату.
Но, спустя пару лет Роструд ссылаясь на статью 273 Трудового кодекса РФ, которая указывает, что единственный собственник предприятия не может быть ее наемным работником, и зарплату выплачивать не надо ,и передает письмо с данным содержанием в Минздравсоцразвития. В свою очередь, Минздравсоцразвития, которое стоит по рангу выше, не соглашается с данным решением, поэтому в силе остается старое решение, которое обосновывается тем, что, начисляя зарплату руководителю, он обеспечивает себя хоть какими-то социальными или трудовыми гарантиями и правами.
Таким образом, смело можно утверждать, что платить зарплату директору необходимо. Так как ее неуплату ведет за собой штрафные санкции, которые накладываются на и на фирму и на руководителя. А это может обойтись намного дороже, чем начислять минимальную зарплату директору.